Как мы самокат к телеметрии подключали

Каждый из нас заметил кратно увеличивающееся количество электросамокатов в городе. И, конечно, немалая часть этих самокатов приходится на кикшеринг, самокаты по подписке и обычную аренду электротранспорта в парках.

Посмотрим на компании, которые различными способами сдают в аренду самокат на предмет необходимости телеметрии:

Тип аренды Городская поминутная аренда.
Пользователь оплачивает каждую минуту пользования самокатом.
Самокат по подписке.
Пользователь платит ежемесячно около 3000 руб за безлимитное использование самоката
Почасовая аренда в парках.
Пользователь на территории парка берет самокат в аренду на несколько часов.
Пример компаний MOLNIA, URENT, Whoosh Мой самокат «Прокат в парке», PROкачу
Нужен ли удаленный контроль доступа (телеметрия) Да, жизненно необходим, но такие компании конечно же сами разработали решение, и сами пользуются Да, для отключения в случае неудачного очередного списания средств по подписке, и, конечно, отслеживать геопозицию в случае хищения. Сейчас не используют телеметрию. Да, отслеживать геопозицию в случае хищения и удаленно блокировать включение самоката

И вот как раз для последних двух типов компаний мы решили разработать универсальное решение для телеметрии самокатов.

Входные данные:

  • Самокат Yamato 0809

Задача:

  • Отслеживать геопозицию
  • Удаленно блокировать включение самоката
  • Отслеживать уровень потребления питания
  • Удаленно блокировать колесо самоката
  • Отслеживать вскрытие
  • Удаленно изменять частоту отправки данных

При этом контроллер телеметрии не должен потреблять большое количество энергии от аккумулятора.

Какие есть ограничения и сложности?

  • Размер контроллера
    В деке есть немного свободного места для размещения контроллера.
    При этом не в каждом самокате есть свободное место в деке.
  • Размещение антенны
    К контроллеру должны быть подключены антенны GSM и GPS. При этом если они будут находиться под декой, то качество связи будет крайне низким, скорее всего придется вытягивать антену на поверхность самоката.
  • Скорость монтажа оборудования на самокат
    Необходимо сделать подключения максимально бытсрым, желательно Plug&Play, чтобы не тратить много времени на интеграцию и быстро масштабироваться.

Создание и программирование контроллера.

Тяжело детально описать, как происходит разводка платы, ее производство, программирование, поэтому просто оставлю здесь фото платы, а позже добавим отдельный проект с описанием разработки.

Монтаж тестового образца.

Первая же версия контроллера сразу оказалась рабочей, но мы не предусмотрели 2 детали – о них чуть позже.

Провели монтаж тестовой платы, и разместили антены прямо поверх корпуса и проехали пару километров, данные увидели в логах на сервере, значит что-то да передается. Теперь надо проверить корректность данных.

Дизайнер в это время накидал макет в figma для удобного просмотра маршрута на карте.

Быстренько сверстали интерфейс для отображения маршрута, он далеко не соответствует макету, но уже можно проверить точность передаваемых данных.

Следующий шаг – разместить антены внутри самоката, но тут мы как раз столкнулись со сложностями:

  • Разъем антен SMA достаточно громоздский и его не протянуть из деки, где размещается контроллер в рулевую часть.
  • Вся рулевая состоит из металла, который очень плохо пропускает сигнал GPS.

Разъем SMA мы заменили на другой, а вот с пропускной способностью сигнала задача решалась нетривиально. Тут не обошлось без магии и волшебства от наших инженеров, но в итоге мы добились стабильного качества связи, разместив антены прямо в рулевой части самоката.

Подготовили презентацию и отправляем ее потенциальным клиентам, позже расскажем, что из этого вышло.